Особенность программы «Эффективное чтение». И в чем ее отличие от традиционных программ скорочтения.

Общая информация.

Работа над курсом «Эффективное чтение» была начата осенью 2016 года в ответ на запросы родителей старшеклассников и наблюдения преподавателей на курсах «Учись Учиться» и «Стань Гением» относительно причин недостаточной скорости работы с информацией слушателей курсов.

В результате этой подготовительной работы было приняты следующие решения:

- поставить целью курса не только увеличение скорости чтения, но и сохранение и увеличения качества чтения. Решение этой проблемы поднимает курс на другой уровень, поскольку само по себе увеличение скорости не решает задач усвоения материала, если специально не решать эту задачу, а смысла в быстром чтении ради быстрого чтения не много. Для решения этой задачи была разработана система работы с текстами возрастающей сложности с повышением скорости и контролем усвоение содержания текста. Также были разработаны стартовый, срезовый и итоговый тесты, которые проверяют не только скорость, но и эффективность чтения, то есть усвоения основного содержания читаемого текста. В результате этого и предыдущего пункта появилось название «Эффективное чтение»

- включить в курс «Эффективного чтения» методики, которые дают прогнозируемый, численно оцениваемый результат, заметный в краткосрочной и среднесрочной перспективе, а также не включать методики, которые дают отсроченный эффект, а также сильно зависят от индивидуальных особенностей слушателя курсов.

Сводная информация по курсу:

- продолжительность – 3 месяца;

- количество занятий – 24 занятия, 3 раза в неделю;

- продолжительность занятия – 2 академических часа с перерывом;

- количество слушателей – 6-10 человек;

Основные теоретические положения, положенные в основу курса «Эффективное чтение».

  1. Существенную роль в скорости чтения играют характеристики внимания. Люди с высокими показателями в параметрах концентрации и переключении внимания демонстрируют высокую скорость чтения даже при отсутствие каких бы то ни было методик. Вывод №1 – в основе курса, имеющего задачу повышение скорости чтения, должны лежать упражнения на тренировку внимания.
  2. При прочих равных скорость чтения растет у тех слушателей, которые умеют полноценно «включаться» в учебный процесс, активизироваться и концентрироваться на нем. Вывод №2 – курс должен включать в себя упражнения, направленные на активизацию процессов головного мозга, начиная с «Пальцевой гимнастики», заканчивая упражнениями на скоростной счет скоростное чтение вслух, как активизирующие большое количество нервных центров коры головного мозга.
  3. Постановка навыка по разным оценкам осуществляется 2 – 4 недели, а курс продолжается 24 занятия. Вывод №3 – приоритет на курсе отдается сравнительно простым методикам, которые начинают переводиться в умение, а затем и в навык с первых занятий, а также методикам, которые состоят из нескольких простых.

Результаты тестовой группы.

Результаты участников курса оценивались, исходя из 2 показателей – скорость и эффективность. Иначе говоря, удовлетворительным считался результат, при котором скорость слушателя увеличилась, а эффективность не уменьшилась, а хорошим – когда оба показателя увеличились.

В среднем в группе скорость чтения вслух увеличилась на 76%, при этом минимальное увеличение конкретного ученика составило 51%, а максимальное – на 108%. Ниже на диаграмме можно увидеть график изменения результатов по чтению вслух.

efchten1.jpg

Чтение «про себя» по скорости увеличилось на 159%, причем минимальный результат по этому критерию составил 32% (слушатель пропустил более ¼ занятий), а три участника получили личный прирост более 200%. Ниже также можно увидеть на диаграмме характер изменений скорости при чтении «про себя».

Второй параметр, а именно – эффективность чтения, то есть способность ответить на контрольные вопросы по прочитанному тексту, существенно вырос у слушателей курса. Средний рост составил 24,6%, то есть при возросшей скорости чтения участники смогли ответить на большее количество содержательных вопросов по прочитанному тексту.

efchten.jpg

Посмотреть дополнительно видеоролики по теме "Эффективное чтение - Скорочтение" >>