Поговорим о мотивации. Мотивация внутренняя и внешняя

Про вот эту похвалу, которую мы не придумали…  Внешняя и внутренняя. Какие тут рекомендации. Внешняя - найти нормального преподавателя, нормального начальника или дрессировать его, внутренняя - ставить себе конкретные, четкие отсечки и видеть результат. На наших курсах все очень-очень четко. Есть задание выучить 100 слов, это четкая стопочка, есть прием каждой 1000 слов, когда внешний человек принимает и оценивает, есть дневники, куда записывается результат. И это все здорово. 

- Процесс поощрения.

Вот слово “процесс” у нас уже есть. Может быть, да, поощрение.

- Поощрение - хорошее слово.Мы не будем брать из всяких книжек и т.д. по мотивации, дам свой взгляд на этот вопрос с точки зрения, как я люблю, математики, графики и т.д. Первое - мотивацию можно померить неким численным значением. То есть мотивация играть в компьютер сейчас 10, читать - 5. Значит, из этих двух первый закон мотивации, что в конкретный момент выбирается действие, обладающей большей мотивацией. То есть если у нас выбор из 5 и 10, мы выбираем 10. Это не значит, что нам нравится то, что является десяткой, но выбирается то, что обладает большей мотивацией, иначе это просто странное поведение.

Поэтому существует первый вывод. 2 подхода. Первый - можем ограничить все, что является высокой мотивацией. Так делают детям - забирают компьютер, гаджеты и т.д., в темной комнате либо читай книжку, либо тебе нечего делать. Тоже вариант для того, чтобы добиться какого-то действия. Опять же сразу скажу, что если это действие единственное выбранное из всех возможных действий, это не значит, что мотивация будет высока, потому что значение, оно абсолютное, и где-то здесь у нас зона совсем… А нет, первая зона у нас будет такая, что ничего не делать обладает большей мотивацией, чем делать это. То есть если у человека есть возможность просто сидеть и тупить, он будет сидеть и тупить. Все, что выше, там выбираем из конкретных действий.

Ну, и некий абстрактный уровень тогда, когда нам это интересно и мы готовы прямо затратить усилия для того, чтобы это делать. Обычно это развлечения. Первый вариант - ограничить все, что можно, тогда будет выбрано то, что нам нужно, если он не находится ниже этой линии. Второй вариант - повышать мотивацию конкретного действия, тогда мы будем, во-первых, выигрывать относительно других действий, во-вторых, будет делать интереснее. Чем выше это значение, тем интереснее это делать. Это в конкретный момент времени.

Представим, что вот мы начали какое-то дело делать. На старте у нас был какой-то уровень мотивации. Чем выше, тем нам интереснее это делать. Если он низкий, скорей всего, мы это делать не начнем, если нас извне не заставят. Дальше, когда мы что-то делаем, возможно, условно говоря, мотивация будет во времени изменяться. Если это что-то сложное, тяжелое, неприятное и т.д., мотивация будет очень быстро расходоваться.  Если будет доставлять удовольствие, она будет повышаться. То есть это удовольствие будет компенсировать все сложности и, наоборот, в копилку добавлять. Это как бассейн, который мы постоянно держим наполненным. И когда он наполнен, мы плаваем, нам здорово и прикольно. И желательно, чтобы вся наша жизнь проходила вот так вот - плавать в наполненном бассейне. А не коленями цеплять и пытаться что-то делать в полупустом бассейне. Все равно делать придется. Это первое.

Что важно. Что мотивация у нас происходит от, по большому счету… Может быть естественная, процессная, когда нам нравится процесс, и результатная, когда мы волей себя. От процесса, когда нам что-то легко делать, - раз. Второе - когда мы хотим получить какой-то результат и…

- Заставляем себя дойти к нему.

Там не всегда заставляем, потому что, если будет что-то прикольное, оно будет прямо гореть. Даже если что-то неприятное. Скажут, что зарплата будет миллион, если выучишь английский, как бы это сложно не было, это будет перекрывать.

То, что нам дает мотивацию, может добавлять мотивацию, это 3 вещи. Это удовольствие от процесса - раз. Это надо перед вот этим рассказывать. Это вера в результат.

- Нацеленность.

Да, нацеленность, которая, кстати, может переходить в способ себя заставлять. Потому что мотивация может быть это делать неинтересно, но опять же воля говорит, что это делать нужно, и добавляет энергию туда. Это уровень по сути энергии. И если высокая мотивация, не факт, что это будет интересно делать.

Есть плюс и минус. Мотивация “к” и мотивация “от”. Мотивация от процесса и, я не могу пока назвать, это когда достижения, оценка, поощрения, то, что происходит, когда ваши усилия позитивно оцениваются. Этот уровень очень сильно влияет у детей, потому что дети что-то сделали, их похвалили, у них сразу мотивация прям зашкаливает.

- Вознаграждение.

Вознаграждение - нет, поощрение - тоже нет. Это может быть внутреннее и внешнее. Потому что я сам достиг - сказал “Ооо круто”, второй вариант - учитель похвалил.

- Стимулирование.

В общем, будем думать над названием, сейчас пока непонятно название.

- Надо психолога позвать, это же область психологии.

Кстати, да.

- Кто у нас психолог-то?

- Мельниченко пишем.

Или Глебу.

- Винесенко (?).

- Винесенко же нет, она в отпуске.

- Она же с психологами работает.

Да? Завязала прикольные эти…

- Дреды.

Я каждый день вспоминаю…

- Да Ксюша дреды себе сделала, и ее с Хищником сравнили.

Я захожу, говорю: “Клевые у тебя дреды, напоминают этого из фильма “Хищник”. А там никто не смотрел, начали искать, буквально через минуту захожу, все ржут.

- Вот стимул, одобрение, награждение, награда, ободрение.

Позитивная оценка. В общем, подумаем, какое слово сделать. 3 вещи, которые могут растить нашу мотивацию. Рассмотрим все их.

- 3 часть, у детей которая, что-то про достижение.

Ну, вот это когда он сам понимает, что он чего-то достиг, или когда его внешне хвалят преподаватель.

- У взрослых это тоже есть.

- В чем разница тогда по отношению к результату. То есть чем отличается результат вот от этой похвалы.

- Кто будет контролировать? Ключевое слово - заставляли.

Контролировать очень просто. 2 дня я с ними это делаю, то есть я половину времени говорю, половину они пишут. А дальше они 2 раза в неделю, вторник и четверг, приходят и реально делают. В первый день они должны написать 100 желаний и плюс там еще какую-то технику, во второй день они дописывают что-то еще. Ну, там всякие техники есть. И так 8 занятий. Это 24, блин сутки. Никто блин сутки не сидит целенаправленно и еще с техникой не пишет цели. А это очень важно. И плюс 21 день вырабатывается привычка. Короче это можно очень классно сделать. А потом сказать, что кто очно, кто онлайн, записывайтесь. Очно продать, сделать очно, потом нарезать это кусками, запихнуть в платформу и сделать онлайн. Причем онлайн сделать каким макаром. Я рассказываю, условно говоря, теоретически, дальше инструкция, студийная запись, инструкция с преподом. И все, поехали это делать, тебя проверяют кураторы. Это будут реальные кураторы, которые будут прям оценивать по определенному алгоритму эти цели, человека спрашивать, переводить дальше. Мощная Представим конечный результат, к которому мы стремимся, который мы себе держим постоянно как фон. Большинство людей занимается английским не из-за процесса, не из-за поощрений, а как раз основой является вот это вот, фон. Либо, наоборот, нас заставляют. У школьников может быть не процесс, не достижение, а вот именно эта результатная часть волевая. Он либо волей себя заставляет, либо волей себя, наоборот, поощряет или заставляет что-то добиваться, потому что будет какая-то отсроченная цель. Либо внешние факторы.

- И также часто бывает так, что ученик нацелен только на достижение, то есть на поощрение, на 5, но абсолютно не догадывается, что его результат он сможет где-то применить, то есть ему важно, чтобы 5 поставили, а то, что он там физику выучил, не выучил, он не думает об этом.

У нас на английском курсе применяются..

Да, мы не привязываемся к внешней, внутренней мотивации и т.д., мы привязываемся, скорей, в блокам, к способам поддержания мотивации. И вот процесс в данный, конкретный момент нравится-не нравится, и что зависит здесь от процесса. То есть если вы хотите, чтобы здесь не было потери, а, наоборот, был плюс к мотивации… А, кстати, везде могут быть и плюсы, и минусы. По результату минус, скорее, нет. Здесь могут негативно оценивать, а здесь процесс может быть сложным, тяжелым, тогда у нас вся эта энергия теряется. Вот здесь процесс должен быть простым, понятным. Чем проще и понятнее задача, тем меньше она вызывает сопротивление, тем меньше падение мотивации изначальной, какая бы она ни была. То есть если процесс сложный, непонятный, какая бы мотивация изначально ни была, посадить человека с учебником на китайском языке - через час какая у них мотивация выучить китайский, даже если за деньги? Нулевая. Человек взрослый может внутренне оценивать свои достижения, то есть у него что-то получилось, и в данном случае очень важно сделать…

Так, тут простой и понятный, у меня, кстати, есть даже формула для преподавания, что объем домашнего задания и вообще объем заданий, который человек может сделать, по сути весь объем мотивации, на сколько ему хватит топлива на выполнение заданий, равно по сути сложность умножить на количество. При одинаковой мотивации, которую мы можем и результатом, и поощрением подогнать. Она будет зависеть от, то есть увеличиваем сложность, тогда уменьшаем количество заданий. Мы даем либо 10 простых, 10 сложных заданий, либо 100 простых. Это очень четко. Потому что здесь это, собственно, единые объемы. Понятна мысль?

- Да.

Простой, понятный процесс. Поэтому если вы мотивируете себя или кого-то другого, у вас должен быть простой, понятный процесс, желательно потоковый, это выходит за рамки нашего сегодняшнего обсуждения. На чем мы теряем как раз. Это скорее увеличение продуктивности, отдельный семинар по этому поводу сделаю.

По достижениям. Внешние и внутренние. Внешние - похвала. То есть если ваша задача завязана на внешних людей, учителей, начальников, когда вас хвалят и т.д., у вас происходит увеличение мотивации, подъем. Даже если вам процесс не очень нравится, но вас прямо хвалят, вы поднимаетесь, вам это делать уже интереснее. Опять же на какое-то время, потому то мотивация падает во время делания, особенно если процесс не простой и понятный.  

Как сделано в боевых искусствах. То есть все боевые искусства восточные - это в основном боевые искусства 20 века. Тхэквондо, карате и т.д. с бесконечным количеством цветов поясов. Потому что нормальный белый, черный пояс был и есть, все, что экспортировали на Запад, придумали, чтобы на начальном этапе каждые 3 месяца у нас был новый пояс. Почему? Европеец занимается, у него падает мотивация, если его не подбодрить в нужный момент, мотивация упадет ниже того уровня, когда выбор, идти на очередную тренировку, вообще поднять попу, собрать сумку и т.д., определенный объем усилий, и остаться дома, остаться дома может выиграть, потому что объем усилий не превысит нынешнего уровня мотивации. Поэтому каждые 3 месяца мы поднимаем. Чем дальше идем, тем больше могут быть расстояния, потому что человек уже втянулся, ему уже нравится процесс. Никто не получает третий дан, кому не нравится процесс и кто работает не за какой-то большой результат, но опять только за похвалу. Поэтому наша задача - постоянно эту мотивацию держать на нормальном уровне. Чем выше уровень, тем мы это будем лучше делать и во многих случаях с удовольствием. И для того чтобы держать на высоком уровне, нам нужно контролировать все процессы. Процесс мы пытаемся сделать простым, понятным, ну, слово интересный я тоже тут добавлю, не всегда это возможно, как и простой и понятный.

 Фиксация результата дает большой бонус.

Теперь дошли мы, собственно, до результата. Мы говорили, что это отсроченное обычно. Если это плюс, то это отсроченная польза, которую вы получаете, минус - некие внешние…

- И еще пропустили внешние достижения.

Внешние - это преподаватель, начальник. Нормального начальника выбрать или преподавателя. Да, внешние результаты волевые. Либо внешние обстоятельства, которые наступят страшные, либо позитивные, которые нас мотивируют. Разумеется, совет. С этим нас научили работать, мы умеем работать, поэтому по 8 часов 5 дней в неделю мы вполне можем проводить на работе, не факт, что нам всегда нравится, но при этом на зарядку с утра 15 минут мы выделяем не всегда себе, потому что нас хорошо, очень сильно научил вот на это. Редкий преподаватель пользуется позитивной мотивацией. Можете вспомнить их по пальцам и обычно, скорей всего, выбрали ту специальность, которую преподавал этот преподаватель, потому что он был молодцом. Это сложнее выстраивать, но она работает лучше. И желательно вообще свою жизнь приводить сюда, потому что постоянно работать из-под палки и через волю без удовольствия, потому что здесь будет воля, которую тебе надо заставлять, а здесь воля будет, наоборот, давать удовольствие. Поэтому переход скорее на плюс.

Есть формула мотивации, мы частично про нее уже сказали, запишем в виде математической формулы V>P. Мы что-либо делаем тогда, когда ожидаемое субъективно, польза от действия будет выше субъективно ожидаемой цены от этого действия. Ничего не понятно?

- Понятно, но надо приложить усилия, чтобы понять.   

- Поясните.

Что значит. Что мы не можем посчитать ценность, может, можем посчитать, но она лично для нас субъективна. Стакан воды умирающему в пустыне ценность будет намного выше, чем нам в обычном. А может, она ему не поможет, он переоценивает, выпьет и умрет.

- Какой позитивный пример.

- Я думаю, не надо делать позитивные примеры, у Николая хорошо негативные получаются.

У нас был преподаватель Борис Григорьевич.

- Он там есть до сих пор.

И такое ощущение, непонятно, спит он или не спит. И экзамен с закрытыми глазами. И я вот ему рассказываю, рассказываю, не кивает, ничего. У меня потом раз - Колчак на Москву пошел. Он так открывает глаза, говорит: “Что?” Ну, в смысле, говорю… Не скажешь же, что проверял.

- У нас была смешная история. Мы сидим, и он рассказывает про Наполеона, говорит: “По-французски dormir - спать”. И засыпает. А мы сидим, не знаем, что делать. Он просыпается и продолжает рассказывать.

А у нас принесли этого, которого водой нельзя поливать. Как называют… гремлины. Гремлина такого, игрушку. 2000-й год, игрушка эта редкость, она еще говорит. И Борис Григорьевич говорит, что так, так, а он любит выдержать момент, и эта игрушка: “Boring”. Ну, видимо, он среагировал на то, что долгая тишина секунд 5-7. Прикольно.  

Субъективно ожидаемая ценность от субъективно ожидаемой цены. И если ценность выше, у нас возникает мотивация, мы что-то делаем, если ниже - не вызывает. Логически это самая крутая формула, которая есть в нашей голове, потому что мы не будем делать то, что будет больше, чем польза. Эта на самом деле закон биологии, потому что для выживания организма он должен получать больше энергии, чем затрачивает. Поэтому медведь засыпает на зиму, потому что он как раз знает эту формулу, он рассчитал, что обогрев тела и нахождение редкого меда зимой намного больше сожжет энергии, чем сожженный мед. Поэтому режим спячки. Как это на компьютере называется?

- Режим сна.

Да, режим сна. Такой stand by и все. Если мы задумаемся, и здоровая психика ровно так принимает решения, то мы увидим, что на самом деле что-то странное. Все, что мы делаем, должно у нас вызывать мотивацию, должна выделяться энергия на это делание. Но мы знаем, что основные длительные процессы, такие как учеба и работа, обычно вызывают скорее лень, и нам приходится искусственными методами либо привычными внешними негативными поддерживать свою мотивацию. Почему так? Либо формула неверна, либо у людей с психикой ненормально. Если вызывается лень, значит, цена выше ценности. Значит, по сути учиться-то и не надо. Если мы затрачиваем больше, чем получим, - зачем?

Хитрость в следующем. Эта формула корректно работает, во-первых, нужно корректно представлять цену и ценность, и работаем только, если у вас известно и одно, и другое. Вот тогда можно посчитать. И только если известно и одно, и другое, и одно больше другого, тогда наступает мотивация. Если хоть одно из них неизвестно, мы по умолчанию идем сюда в лень, защитный механизм. Другой вариант - выучиваете язык за 15 часов, вы смотрите - цена есть, ценности нет, точнее она неясна, например. И вы выбирали бы мотивацию. Тогда человека смотивировать было бы проще, чем не дать просто информацию. То есть мотивация происходит только при расчете каждого из параметров, и ценность будет больше.

- Коллеги, у нас 1700 заявок на семинар.

Сегодня? Ура! У меня, кстати, есть целая написанная статья по этому поводу, она очень прикольная, надо посмотреть.

Возвращаемся сюда. Что рекомендуется делать для любого действия? Во-первых, прояснять очень четко ценность, мы сейчас научимся это делать, прояснять цену, и дальше, если вы прояснили одно и другое, то у вас будет 2 варианта. Либо вы видите, что цена намного выше, чем ценность, и логично это действие не делать. Если вы себя заставляли и делали, это просто себе в убыток. Тут на самом деле многомерная структура, потому что она может за год не окупить, а за 10 окупить. Люди, которые как раз работают… Не знаю, квадрат вписывать сюда или не вписывать. Квадрат Эйзенхауэра срочное-важное. И вот где-то я читал, что как раз люди, которые выделяют время именно развитию, то есть важное, но не срочное, на длительной перспективе они типа очень хорошо выезжают. По сути так и происходит. То есть первое - вы просчитали, увидели, что цена выше, вы это не делаете. Второй вариант - вы просчитали, ценность оказалась выше цены, и вот тогда только появится мотивация, только в этом случае. И тогда вы это делаете, понимая, что это полезно, и у вас истинная мотивация возникла. То есть это беспроигрышный вариант. Любое действие, на которое у вас возникает лень, вам нужно проверить по ценности и цене и либо четко решить, что вы его не делаете никогда, либо вы его делаете.   

Чуть-чуть возвращаемся, я не рассказал еще пример. То есть вроде формула сложная, но на самом деле она в голове каждую секунду просчитывается автоматически. Простой пример. Вы учите английский. Если мы скажем, что 43 часа, и вы владеете на уровне носителя языка. Вопрос: интересно? Большинство скажет, что интересно, потому что цена всего лишь 43 часа, мы знаем, как учить английский язык, ничего страшного там не произойдет, а ценность мы тоже какую-то в голове себе рисуем. А если это будет не 43, а 143? Возникает мотивация? Уже задумываемся. А если 1043?

- Совсем на нуле мотивация.

Да, отсюда еще важный вывод. Цена в данном случае ясна, и, кстати, в большинстве случаев с обучением… О, я еще не рассказал самое интересное. Обычно ценность нам типа известна, она сформирована, теперь нужно прояснять, она может быть либо завышена, либо занижена. А вот цена нам обычно неизвестна. Мы все понимаем, что английский нам нужен и высшее образование, но в голове мы четко не представляем, сколько по времени его учить, не понимаем динамику. И изначально мозг говорит не делать, потому что не понимает, будет от этого выхлоп или нет. Плюс важный вывод из предыдущего варианта, что мотивация по сути это разница между ценностью и ценой. По-человечески это разница между ценностью и ценой делить на ценность, то есть по сути это отношение. Но у людей мозг взорвется. Опять же если взять кружку попить, у меня 10 ценность, цена 1, то есть мотивация 9. А выучить английский здесь миллион, здесь 100 тысяч.

- Если взять кружку, будет другая ценность (? плохо слышно)

Да, я про это скажу, но по сути…

- С чем кружка.

- С водой, например.

Слушайте, можно сказать попроще, что ценность по отношению к цене. Но тогда больше единицы… Блин. Ладно, так скажем. Ценность минус цена - считайте, что это… На самом деле это соотношение ценности и цены, то есть разница. Блин, ладно, я подумаю.

- А что, если больше единицы? Почему нет?

Но в принципе можно объяснить. V/P, и если сильно больше 1, то это позитивная мотивация.

- Можно V/P минус 1, если хотите.

А все равно будет единица.

- Где? Минус 1 если вычесть, будет как раз эффективность.

Не сообразил пока.

- V-P из дроби вычитайте единицу.

А, из той, все, дошло. Минус 1. Точно, да. Если больше нуля, то поз…

- Да, если больше нуля, то хорошо, если меньше 0, то плохо.

Да, это ближе.

- Когда начинаются формулы, все говорят, что ничего непонятно.

Вот такая формула. Мы увидели, что ее нужно применять в любом случае. Либо вы откидываете это дело насовсем и правильно делаете, либо вы, наоборот, его делаете с уже четкой мотивацией, понимая зачем. Поэтому рассмотрим ценность и цену.

Кстати, вот еще хороший пример. В магазине всегда цена известна, вы смотрите, это араб догадался. Знаете эту историю, нет?

- Нет.

Арабы же торговались, торговались. Какой-то араб до того доторговался, что у него голос пропал. Чтобы не останавливать продажу, он нацепил конкретные ценники, что арабам несвойственно. И у него какие-то дичайшие продажи получились. Почему? Человек смотрит на сотню вещей и каждый раз оценивает ценность и цену. Как только он увидел ту кружку, графин или что-то, где ожидаемая субъективная ценность выше, он его и покупает, потому что есть зазор между ценой и ценностью. И, собственно, покатило.

- То есть то, что мы оплачиваем деньгами, можно тоже в эту формулу, да?

Абсолютно точно. Поэтому у нас многие ненужные вещи ставятся на прилавки, потому что вы смотрите, думаете о том, какая прикольная штука и вроде не так дорого. То есть ценность выше. На этом работают жвачки “Love is...”, “Dr. Pepper” и прочее. Ценность они не несут относительно кока-колы или другой жвачки, они несут ценность относительно воспоминаний и т.д. Хотя штука абсолютно ненужная в данный конкретный момент. Это, кстати, формула продажи, я ее взял оттуда. Один бизнес-тренер показывал, что продажа совершается так. Вы должны дать ценность и больше цену при условии безопасности. Прикольно, да? По сути формула продажи. То же самое, что мы делали. Ценность больше цены.

Так, с ценой. Всегда, если мы говорим про обучение, на которое нужно мотивировать. С ценностью отдельная история, целеполагание и все такое. С ценой надо четко понимать, за какое время какой результат вы получите. Для этого подходит статистика, консультация специалиста, но, к огромному сожалению, я не рекомендую, это скорее к теме выбора преподавателя, того преподавателя, который не может ответить либо рамки, за которые это случится, либо, позанимавшись с вами, сузить эти рамки, профессионалом не является, потому что он не работает на результат. Либо у него недостаточно опыта, потому что у него нет статистики. Либо третий вариант, который нас тоже не устраивает, - он эту статистику тупо не считает. Представляете, повар, который скажет, что не знает, сколько это мясо будет готовиться, - час-два-восемь. Либо он никогда не готовил, либо он готовил в пьяном состоянии. Он говорит: “Ну, я посмотрю по готовности”. Конечно, он посмотрит по готовности, но примерно он должен понимать, сколько оно готовится плюс-минус.

А представляете с английским языком? Ну, как вы будете заниматься и т.д. Конкретно - при 3 разах в неделю и 2 часах занятий дома у моих учеников в среднем с вашего уровня происходит за 6 месяцев прогресс до такого уровня. Значит, человек оценивает результаты. И с таким преподавателем хорошо почему? Вы можете и цель поставить, и понимаете, к чему вы идете, и можете подкорректировать. Вы сразу понимаете по этой формуле, нужно вам это или не нужно. Ну, хороший деловой подход. Поэтому с обучением ищите тех, кто конкретно скажет результат. Можно взять результаты тех, кто это уже делал, связаться с ними и спросить, за сколько времени это получается. Усреднить этот результат, умножить на некоторый коэффициент, если вы владеете технологиями обучения, если мы говорим про обычное обучение, умножаете.

Опять же как мы учим тайм-менеджмент. Наши ребята, которые сотни часов занимаются, у нас каждый курс - 90 академических часов. Там запоминание, работа с информацией, то есть они блоки информации достаточно большие делают под время. Они знают, что среднее запоминание иностранных слов у старшей группы - 90 слов в час, формулы - 30 формул, даты - 40 дат. И они четко могут посмотреть по учебнику, сколько там страниц, сколько определений. Они могут сказать, что этот учебник 5 часов, этот 10, этот 8 и т.д. И они понимают ценность. И понимание цены дает большую мотивацию, чем ее непонимание, потому что иначе здесь +бесконечность.

- Николай, а понимание цены и ценности является в любом случае одно из тех видов, которые Вы рисовали на верхнем рядике?

Да, это все мы сюда. Поэтому возвращаюсь сюда. Хронологически старт, когда мы начинаем чем-то заниматься, основную мотивацию, которая нас будет и вести, и стартовать, и постоянно добавлять, не уменьшать, эту часть мы должны подчинить себе, поэтому в самом начале идет четкая постановка цели, планирование этого действа и понимание, что оно конечно. Для нашего мозга очень важно понимать, что действие конечно, потому что для него нет такого понятия, как время. Все, что не имеет конца, бесконечно. Как подготовка к экзаменам, например. Знаете мою теорию, почему люди не готовятся к экзаменам заранее?

- Нет.

Сейчас расскажу. Можно будет из этого отдельную статью сделать. Николай выяснил математически, почему люди не готовятся к экзаменам заранее. А что, прикольно. Британские ученые выяснили…

Кстати, как подстригли? Пока непонятно еще, да? Сейчас все высохнет, я еще расчешусь. Есть чем расчесаться, кстати? Посмотрим.

- Мне непривычно.

Мне тоже. Сейчас гляну. Я за мыслью слежу, пока ее продумываю.

В разные периоды жизни деньги оцениваются разными вещами. Когда я прыгал с парашютом, они у меня оценивались прыжками с парашютом. Когда мне кто-то говорил, что что-то стоит 15000 рублей, я делил на 420 рублей и говорил: “Ни хрена себе, это ж почти 35 прыжков с парашютом, это же много”. Но потом стал другими мериться.

- Мы не хотим фоточку в инстаграмм сделать?

Фото?

- Можно, только у меня сейчас пока…

- Давай я сделаю или Артем.

- Давай.

- За столом главное.

- Сделаешь фотографию?

- Да.

А что мы назовем?

- Типа у нас какой-то рабочий процесс, вы стоите как стоите, я не знаю…

- Можно поставить ссылку на новый ленд с мотивацией. Приходите уже в среду.

- Мне кажется, что это реально очень интересно, когда какие-то именно внутренние моменты компании.

- Можно загадку: о чем вещает Николай? Что за формулы? Об этом вы узнаете…

Кстати, поделюсь, говорили с Игнатием. Я сейчас на паузу поставлю, пока у нас 39 минут с учетом того, что очень много слов, потому что в первый раз, я думаю, что минут за 50 все это дело…

- Подождите, это же не конец. У Вас там еще…

Сейчас все будет, да.

- То есть Вы сейчас прошли только вот эти 2 элемента. То есть у Вас еще вот этот столбик, потом вот этот столбик. И еще 2 треугольничка.

Короче, анонс, смотрите. Тема какая. Часто люди спрашивают про постановку целей и по сути мотивация выходит из постановки цели, я бы хотел завершить тем, что, друзья, все это здорово, основной двигатель вот этот, не всегда нам интересен процесс, не всегда нас будут хвалить и не всегда этого достаточно. Все равно основа у взрослого здесь, у ребенка здесь концентрируется, потому что это не сформировано либо это минус.

Так вот, основа - постановка целей. Можно долго рассказывать про постановку целей. Есть конкретное предложение. Например, в августе сделать со мной курс двухдневный по постановке целей. Я даю самые работающие, самые прикольные техники по постановке целей, причем 2 дня я рассказываю в виде теоретическом, вы это можете сделать сами, а дальше месяц вы работаете с нашим преподавателем 2 раза в неделю, например, или 1 раз в неделю. Или 1,5 месяца. И потом завершающий какой-то целый день. Просто реально приходите и прописываете цели. То есть работать по техникам. Потому что сами вы это блин не сделаете, потому что у вас цели такой нет. И короче это дело продать. Во-первых, мне кажется, народ на постановку целей и мотивацию пойдет с удовольствием, а, во-вторых, месяц такого коучинга не со мной уже - вообще классная тема. Что думаете?

- Я думаю, что хорошо, потому что это сейчас очень популярно. Единственное, обычно это выносится в онлайн каким-то образом. То есть вот этот весь процесс, это же началось пару лет назад, когда Бизнес Молодость запустили такую игру, у них была типа такая игра на выживание, когда ты там вылетаешь, если что. Пишешь 100 дней, что ты делаешь, и достигаешь какой-то цели.

- Это называется марафон.

- Ну, это дневник скорее.

- Ну, там был прямо целый сайт разработан. Если ты что-то не записал, тебя там куда-то выбивает ниже на уровень. Ну, короче я не помню на самом деле историю. Но мне кажется, что людям нужна еще какая-то публичная…

Это поддержание, с одной стороны, вот эта тема - поддержание и внешнее подкрепление.

- Да, внешнее подкрепление.

По сути любую технику можно по вот этой модели разбить. Здесь более глубинная проработка своих целей. Я хочу дать всякие техники, в том числе технику вот представьте, что вы пришли на похороны, что скажут про вас люди 4 типов и т.д. Всякие-всякие вещи. Из НЛП там техники взять. В общем, дать им техник - раз, потом пускай прописывают цели - два. Я бы на такое пошел, если б меня заставляли.

мысль?

- Да, мне нравится.

- Я про кураторов думаю о том, что надо их очень круто … (?), чтобы была еще мотивация получить экспертную оценку качественную. Либо, может, их как-то разделить по сферам деятельности. В зависимости от твоей цели. Одно дело…

У меня есть человек с 3 квартирами, 3 высшими образованиями в 28 лет девушка, которая четко распланировала свою жизнь, у нее интересно так все распланировано.

- Девушка распланировала, а у него квартира и все остальное.

- У нее 3 квартиры.

Да.

- То есть она сама купила.

Да. Причем работа у нее совершенно нормальная, первые 2 образования - дизайнер, художник. Третье - сейчас юридическое заканчивает. Недвижимостью занимается. Короче очень четкая такая девица.

- А потом вжух, и снимаешь комнату на Парнасе.

С 3 студентками. Они готовят, да?

- Готовлю как раз я и убираю тоже я.

Да? Тогда вообще не вариант. Второй вариант - сделать вебинар. Подумайте на самом деле над названием. У меня есть подозрение, что покупают не за счет того, что я рассказываю, а есть часть людей, которые берут, условно говоря, на харизму. Им на фиг не надо, они все равно покупают. Такое раньше очень часто встречалось, когда живые семинары были, люди пришли за комшпашку, загорелись, купили.

Хочу сделать такой вебинар, карьера не карьера, как проходить собеседования и прочее. Основная мысль о том, что ваша стоимость на рынке труда, ваша компетенция, знания и т.д., ну, кого вы хотите обмануть, типа обмануть в 5 раз дороже стоит, так не получится, надо компетенцию поднимать. Для этого есть “Стань гением”, вы будете быстрее учиться, компетенция у вас будет уникальной. Короче говоря, заплатите нам кучу денег, потом станете крутыми. А, во-вторых, если вы сделаете 10 международных экзаменов, вы будете на уровне самых топовых директоров, которые на самом деле так много не учатся. Ну, и куча примеров на это дело. Покупай “Стань гением”. И английский язык. Английский язык хрен ты выучишь без специальных технологий. Правильно? Правильно. Подумайте.

- Можно на боль надавать. Мне кажется, это сейчас мотивирует сильнее всего.

Направить материалы на какие-то темы. Увеличение своей стоимости на рынке труда. Очень четко. Для наемных сотрудников, фрилансеров и прочее. И мы будем говорить, что приемная работа - продажа себя, продажа ценность-цена. То есть цена - то, что вам платят, ценность - то, что вы приносите. Вы должны приносить большую ценность. На что внешне, внутренне смотрят, уровни компетенции, портфолио, какие есть фишки, то есть вы можете на Западе учиться на английском языке бесплатно и т.д. Ну, скорость, эффективность, количество работы в единицу времени. Ну, слепой набор на клавиатуре вообще… Как бы что вам нужно для эффективного сотрудника. Представьте, что вы набираете сотрудников, и что бы вы хотели от сотрудника. 21 век, я расскажу, что умение работать с информацией, покажу им кривую Аутора, что уходят вот эти специальности, либо уходит ручной труд, либо… И есть разные вещи, очень хорошо владеть тем-тем-тем. Короче старт все равно идет с английского языка, а еще “Стань гением”. И суперпакет всего вместе за 39900. Правильно я говорю? По-моему, вебинар вообще выйдет огонь. Потому что нам надо звать людей, которые вузы законили, школы закончили. Будет круто. Подумайте, как это… Мне нравится “Увеличение своей стоимости на рынке труда”. Как увеличить свою стоимость на рынке труда. Если взять какого-нибудь эйчара и с ним поговорить.

- Сейчас “Psychology” проводили тест у себя в группе ВКонтакте, и выяснилось, что самый тревожащий всех вопрос, это работа.

Слушай, а ты можешь мне ссылку? Мне надо знать о чем.

- Там о чем тревожатся люди, и реально работа вышла на 1 место. Были еще будущее детей, твое будущее, различные там варианты, одиночество, но вот работа на 1 место.

Охринеть.

- Я найду, скину.

Супер. Еще я думаю сделать английский по алгоритмам, английский для технарей, в графиках и схемах. Короче подойти… Мне кажется, что наша аудитория - это блин не те, которых я называю авантюристами, которые английский за 3 месяца… У меня вызывает негатив названия “Английкий за 5 недель”, “Английский за 3 месяца” и т.д., хотя, может быть, там внутри что-то умное. А вот если английский по алгоритмам, для технарей, схемы. Там вот как раз я со своими графиками и цифрами вот идеально. Люди же к этому готовы. И мы не пересекаемся с аудиторией Марины Русаковой, которая сама себе пинок дает, видели в видео?

- Нет.

Не, она не конкретно нагибается. Она просто так делает, как будто ей пинка дали.

- Недавно писали. Очень популярная девица запустила курс БДСМ английский.

Да.

- У нее все называется терминологией БДСМ. И такой очень жесткий курс. Типа: “Да ты че, тряпка что ли, не можешь выучить?”

Да, вылетай. Там что-то стать рабом, стать хозяином, раб не имеет… Не, сделано, конечно, с ее упаковки вообще супер.

Так, вернемся сюда. Эти идеи продумываем, потому что мне нравится увеличить свою стоимость на рынке труда и там потягать наших ребят. Если сделать очный семинар с фокусниками, которые еще что-то расскажут, будет вообще мегакруто. Я бы пошел на такой семинарчик. Вы бы тоже пошли? Кто пошел бы?

Имеет ли смысл углубляться в постановку цели? Я скажу, что в постановку цели мы не углубляемся. Единственное надо четко расписать, в каких ситуациях, зачем, когда вы это будете использовать, но это прямо целый отдельный курс - постановка целей. Иначе мы просто сильно углубимся сюда. И еще, когда вы примерно прочитали ценность, вы должны всегда задавать один и тот же вопрос, потому что подсознание его задает всегда, - есть ли более простой вариант. То есть можно ли ту же ценность получить за ту же цену? Потому что если оно существует, мозг будет автоматически намекать на то, что это неэффективно. Вы можете это сознанием не понимать, а подсознание понимать будет. Поэтому вы должны четко ответить на вопрос. Да, ценность выше цены, да, другого способа получить такую ценность дешевле нет. Именно дешевле. Другие способы есть. Может, не имеет смысла, если вы едете ради одной поездки, ради одного разговора за границу. Смысла учить язык нет, да и ценность не будет выше цены, потому что дешевле воспользоваться переводчиком. Ваше время, возможно, будет стоить дороже. Здесь мы все обсудили.

Теперь конкретные рекомендации по обучению. Если все-таки вы поставили глобальную цель выучить английский, освоить что-либо, как простроить ваш план обучения. Те люди, для которых это неактуально, на этом вебинаре не сидят. Для всех, даже для высокоорганизованных директоров компаний и прочее, актуально, потому что система всегда поддерживает. Даже если у вас много мотивации, вы можете себя самореализовать и т.д., хорошая, правильная система даст вам больше, то есть увеличит ваши шансы. Если вы это сделать не можете, система позволит вам хотя бы выйти на минимальный уровень.

Поэтому как делать план обучения. Первое - фиксируется конкретная цель, то есть конкретный, финальный результат, определяется цена, сколько это будет нам стоить, как мы уже говорили, это какой-то специалист делает либо оцениваете среднее. Появляется мотивация, вы понимаете, что да, она есть.  Дальше уже постановку цели надо разбить на подцели. Подцели - на задачи, на подзадачи. В итоге на маленькие выполнимые этапы. Почему? Потому что если вы возьмете слишком длинный этап, то есть год-два-три-пять до получения первого вот этого внутреннего поощрения, достижения, то вы будете фигачить-фигачить-фигачить, и, не получив результата, в какой-то момент мотивация перейдет в ту зону, где вам придется очень жестко себя заставлять. А если нет необходимости, вы просто это дело бросите. Обычно так и происходит. Поэтому, когда у вас разбито на маленькие задачки, вы профилактически потоянно приподнимаете себя, не давая уйти в зону уже совсем отчуждения. И тогда понятны вообще действия.

И мозг всегда гнетет неизвестность. Кстати, идет время или не идет? Не идет. Его гнетет неизвестность, поэтому отсутствие цены, потому что он в это не верит, он не понимает, сколько это займет времени, поэтому у нас всегда будет лень. Поэтому, когда у нас маленькие задачки, про каждую задачку мы можем понять, как ее достигнем, сколько это займет времени, и это уже вас замотивирует. Хотя процесс планирования, как я говорил, непростой, надо прийти к нам на курс. Анонс будет скоро.

С каждой задачей работаем по тому же алгоритму. Не всегда будет конкретная ценность от подзадачи. Потому что если у нас ценность от всего, ценность от приема английского языка трудно понять или от пассивного залога. Поэтому в данном случае вы должны, если на большом этапе вас постоянно эта мысль греет и вы постоянно вспоминаете о той ценности, которая нужна…

Кстати, рекомендация. Распишите ее подробно, распишите ситуации, в которых вы будете. Как НЛП говорит, попробуйте в нее вжиться. Слушайте, есть люди, которых реально мотивирует. Я эту тему вычитал в НЛП. Те, кто язык не учит, я говорю вот что-то такое, короче представьте себе, картинку нарисуйте, некоторые представляют, как они с иностранками знакомятся, их так мотивировала прорисовка этой картины. Или вот как они придут к своему профессору какому-то. Некоторых мотивирует, что они придут к своей английчанке и обматерят на английском языке и ответят ей. То есть конкретная картинка. Мозг верит в реальные живые картинки, поэтому чем больше будет здесь ситуаций и контекстов прописано и представлено, тем больше вас это будет мотивировать.

Так же покупка машины. Представьте, что вы в машине и просто едете в машине. Конкретная ситуация. Как на вас посмотрят люди в этой машине, где вы сэкономите кучу времени и не будете стоять под дождем. Все виды мотивации берем.

- ? неразборчиво

Я вот так его и не посмотрел.

- У них начинается все с этой истории про то, что мужик рассказывает о том, как он представлял себя в красивом богатом двухэтажном доме на берегу чего-то там, и потом он купил ровно такой же дом, говорит, что не похожий дом, не какой-то чем-то напоминающий дом, а вот ровно такой дом, который я себе представил. Я не знаю, как это у него сработало. Но тем не менее принцип.

Из миллиона мужиков выбрали одного, у которого дом совпал. И он такой: “Я точно-точно знал, что буду сниматься в этом фильме”.

На маленькие задачки мы разбиваем как раз для того, чтобы у нас было это поощрение и внешнее, и внутреннее.

Так, едем дальше. Что еще? С этим понятно, теперь конкретные приемы. Кстати, к вопросу какие есть секреты. Первое - это, конечно, дедлайн. Эта мотивация, конечно, и минус, с одной стороны, что дедлайн приближается. Как экзамен.

- Стресс.

Про экзамен напомните, чтобы я рассказал. А второе - делайн все-таки помогает четко рассчитать, сколько вам нужно сделать в конкретный день. И любая ограниченность для нашего мозга хороша, он понимает, что это когда-то закончится. И как только эта картина будет ясна для вашего мозга и подъемна, он к этому отнесется легче, возможно, даже с высокой мотивацией. Так, дедлайн, определите всяческие системы, как Бизнес Молодость делает, когда вы в социальных сетях. Это по сути внешняя оценка. Боязнь негативной внешней оценки и желание позитивной внешней оценки. Тоже хороший работающий психологический механизм, тоже можете использовать. Поэтому ведение любых дневников. Себя обмануть еще можно, с собой можно договориться, а вот с внешним миром договориться не всегда получается. Поэтому тоже плюс.   

Теперь давайте на примере того же английского языка, каких-то рутинных задач. То есть как что делать. 2 года подряд я запоминал иностранные слова, тогда еще по 20 слов в день, вам смешно сейчас, когда я рассказываю, что 100-200-500 детки делают, не тоже смешно. Но когда-то приходилось по 20 слов зубрить, потому что не знал технологии, не было это тогда распространено, еще этим я не занимался. Поэтому какие есть секреты. Первое - нужно поставить четкую цель и… Да, есть 2 способа. У вас есть какая-то задача, цель большая, вы можете ее добиваться, есть дедлайн, есть возможность добиваться 2 способами.Можно такими спринтерскими забегами разом. Вот название придумайте, когда разом сел и сделал нахрапом. Нормально звучит “нахрапом”?

- Марш-бросок.

Да, вот запишем тогда. А слово “нахрап”?

- Звучит очень странно.

Вы слышали такое слово?

- Да, слышали, но оно какое-то неприятное немножко.

- Не отражает смысл.

Наскоком. Это по сути наскоком. Берешь, у нас тоже это пропагандируем, например, кому-то сложно каждый день выделять время, то есть если 30 дней запоминаешь слова, ты можешь 30 дней сорваться. Но если ты один раз приходишь к нам к 10 утра, запоминаешь 1000 слов, то ты за раз делаешь 1000 слов. Там есть свои плюсы и минусы у каждого метода. Марш-бросок - ты один раз собрался и делаешь-делаешь-делаешь. Обычно на один раз можно выделить и время, на один раз можно выделить и состояние, поэтому многие у нас используют, есть такие лентяи, у нас есть дни рекордов, когда люди… И есть такой класс людей, который каждый раз приходит на дни рекордов и блин никогда не ставит рекорды.  А эти люди приходят запомнить 300-500-700 слов, портят нам всю статистику, но они это используют,как на общем...