Повторение методом активного воспроизведения

Не все повторения одинаково полезны. Есть более, есть менее полезны. Есть 2 процесса в нашем мозгу, которые начинаются на одни и те же 5 букв "воспр". Но одно из них называется "восприятие" , когда вы загружаете в голову. То есть, вы что-то читаете, смотрите. Второе - воспроизведение, когда вы выгружаете из головы.

Хитрость в чем, чтобы воспроизвести, вам нужно иметь устойчивую связь в мозгу, или её создать. Например, вы только что прочитали что-то. Правильная схема: вы прочитали какой-то текст, у вас в голове - 100% отобразилось. Из 1800%, которые там были, условно говоря, отобразилось 100. Понятна идея? Взяли вы не все. Но и то, что взяли, оно начинает моментально забываться. Попробуйте выучить 5 телефонных номеров подряд. Последние у вас быстро выкинут другие.

И вам нужно на этом этапе как можно быстрее это закрепить. И вот, если вы делаете активное воспроизведение, вам необходимо, во-первых, активно включить мозги, эта информация там как-то перерабатывается, формируются определенные связи. Это далеко не простой процесс, но он настолько эффективный, что если вы воспроизвели, пересказали, то идеально получается, то есть, на долго запоминается.

Парочка примеров. В 6-м классе, история древнего мира, у нас был доклад или что-то такое, в общем мне попалась карточка - пирамиды Хеопса. Мне нужно было 5 предложений про пирамиды Хеопса рассказать. Я две недели готовился, ну, так морально, 2 недели готовился и в последний день подхожу к маме и говорю: "Надо что-то делать". Открыли книжку, там про пирамиды Хеопса 5 предложений. А я не любил выступать, потому что еще никогда не выступал, стеснялся. Она говорит следующее: «Для того, чтобы не стесняться, выучи все, что на бумажке, тогда ты сможешь уткнуться в бумажку и спокойно это рассказать. У тебя не будет страха, что ты запнешься». Я говорю: "О, прикольно". Как это сделать? Я 5 раз прочитал бумажку. Мама говорит: "Теперь мне пересказывай без бумажки". Я ей пересказал, нашли парочку ошибок, исправили. Все пересказал, пришел, по бумажке прочитал, пересказал на уроке. Про Египет я знаю меньше, чем про пирамиды Хеопса - 5 предложений. Я до сих пор помню, что 146,6 метра она высотой. Представляете? Это было почти 20 лет назад. Активное воспроизведение. Я это достал из головы. Знаете поговорку: "Лучше 1 раз увидеть, чем 100 раз услышать". "Лучше 1 раз воспроизвести, чем 100 раз воспринять".

В свое время мне стало интересно какие еще, кроме тех способов, которые я могу найти и сам сообразить, обучения существуют. И стал смотреть кто сколько времени с каким результатом. То есть, отслеживать эффективность. Есть зубрилки, которые каждый день зубрят и у них результат очень хороший, но зато у них времени очень много уходит. Есть те, которые делают это быстрее.

Я начал смотреть какие закономерности. Оказалось, что одними из самых успешных были, есть такие всегда, пара девочек в каждой группе, у них с уровнем, именно, мышления, интеллекта не особо, но и зубрить они тоже не хотят, но они вынуждены. Они делают как, чтобы точно сдать, одна другой рассказывает, что она поняла, а вторая, смотря на нее думает: «Это вообще о чем». И вот они так друг другу пересказывают. Самый эффективный способ. Самое интересное, что они показывают не самый высокий уровень на экзамене, потому что на уровне применения они сыпятся, но вот эти девчёнки, что меня поражало, у них, именно, остаточные знания через несколько лет. Когда на какой-нибудь мат.физике требуется что-то, что было раньше, они это помнят. Все остальные, кто лучше это понимают, больше сделал, не помнят. Это очень всегда меня поражало. Оказывается из-за вот этого активного воспроизведения.

Плюс эффект последнего билета. Вы готовились ко всем 100 билетам, по всем из них вы могли сказать совсем мало, но природная харизма вытягивает на экзаменах и вам попадается 87 билет. Шпоры у вас нет и вы по памяти восстанавливаете на бумажке все, что там было. Разумеется, поскольку там было половины бреда, посколько надо было готовится лучше, вы получаете свою 4 или 3. Но через 5 лет на гос. экзамене, когда вы готовитесь заново к экзамену, по всем остальным билетам у вас прямо пусто, там даже узнавания нету: «Это я проходил что ли? Что это такое?» А по этому билету вы реально можете рассказать.

Если вы когда-то делали самостоятельно какие-либо рефераты, не скачивали, а именно самостоятельно делали, вы это можете рассказать. Откуда стихи через много лет помнятся. Все говорят: "Они образные". Почему рассказы не помнятся? Почему физика не помнится? Она суперобразная - «затормозил автобус, всех там сложило». Можно же её образно изучать. Почему не помнится? А стихи помнятся. Потому что стихи мы активно воспроизводим.

Воспроизведение. Делали эксперимент: взяли 2 группы психологов, поделили пополам, начитали одну и ту же лекцию, которая не относилась никак к их обучению. Говорят: «Мы будем изучать когнитивные свойства вашего мозга». Психологи из одной половины прослушали лекции и ушли. Другой половине психологов сказали остаться, сейчас будете писать, все, что поняли с лекции, посмотрим что вы поняли, запомнили. Они что-то там написали, полный бред, потому что им никто не говорил, что они будут писать. Не предупредив заранее, нельзя так делать, это нарушение всех правил. Но они написали, их отпустили, сказали: «Все, эксперимент закончен, до свидания». И они пошли домой.

А первой половине сказали на следующий день, еще раз прочитайте лекцию, потом через пару дней, потом еще. Говорят: «Готовьте вопросы». Мы хотим довести, условно в нашей терминологии, до высокого уровня потенциала, когда один и тот же материал объясняется, много примеров, все время повторяется, мы стараемся долго закреплять, чтобы держался на высоком уровне. Правильно? Правильно. После этого первой половине сказали всё, до свидания.

Через месяц от этого момента, когда закончили повторять, и через полтора от того момента, когда начитали материал, всех собрали и говорят, пишем теперь контрольную по этой теме. Как вы думаете, кто из них выше написал контрольную? Первые. Правильно, первые написали чуть выше.

Но тут интересная закономерность: вы понимаете, что у первых знаний то было минимум, и они собственно этот минимум, условно говоря, может процентов на 50 и сохранили. У вторых был максимум на этот моменте. На этом моменте понятно, что вторая половина первую делали только так. Вообще сравнивать бесполезно, то есть, у первой половины какие-то остаточные знания привычные. У второй половины полная структурная система, но за счет того, что не было активного воспроизведения, эта система очень быстро стухла за месяц. А у первых за полтора месяца осталось.

Поэтому если мы говорим за сохранение, видите, тут даже более высокий потенциал не сыграл роль именно активного воспроизведения. То есть, активное воспроизведение - потрясающая вещь. То, что вы сами активно воспроизвели, пересказали, запоминается очень-очень на долго.