Эффективное чтение: тесты, паттерны, карусели и другие лайфхаки

Один из самых распространенных мифов скорочтения звучит следующим образом: «чем выше скорость, тем ниже эффективность». Оно из ряда тех заблуждений, которые активно поддерживаются и личным опытом, и здравым смыслом. Если дать человеку книгу по какой-нибудь дисциплине, (например, учебник для 10-го класса по биологии, где уже есть некоторая научная база) и не ограничивать его по времени, то он будет читать материал не спеша и, скорее всего, всё поймет.  Однако, если мы ограничим время, человек усвоит гораздо меньше информации.

Что делать, если по факту миф — это почти аксиома, читайте в статье идеолога Центра Advance Николая Ягодкина.

Быстрое чтение с высоким уровнем запоминания

Представьте себе ситуацию: человек пришел на курсы и с ходу читает 100 слов в минуту (это не много). Читает 100 слов в минуту и не понимает ничего. Так бывает. Допустим, после прохождения курсов человек достиг скорости чтения 1000 слов в минуту, а понимания так и не случилось. Что в итоге? Да, скорость чтения выросла в 10 раз, но является ли это показателем эффективности курсов? Если смотреть на показатели с точки зрения статистики, то да – курсы эффективны.  Человек научился читать в десять раз быстрее — это очень хороший результат. Однако практическая польза такого навыка довольно сомнительна.  Человек как ничего не понимал, так и не понимает, только теперь объем того, чего он не понимает становится все больше и больше.

Когда мы в Advance столкнулись парадигмой про то, что увеличение скорости приводит к уменьшению эффективности, то задались вопросом, что ценнее — ускорить чтение в три раза, пожертвовав усвоением прочитанного, или ускорить человека в полтора раза, увеличив понимание того, что он читает? Здравый смысл подсказывает, что, увеличение понимания будет полезнее. Именно поэтому мы добавили в наш авторский курс «Эффективное чтение» целый ряд методик, которые работают не на ускорение процесса чтения, а на то, чтобы повысить навык «выхватывания» содержания из текста.  Отсюда такое название, не «Скорочтение», не «Быстрочтение», а «Эффективное чтение». Кстати, это отразилось на том каким образом мы оцениваем результаты. Для нас удовлетворительным результатом является ситуация, при которой человек начинает читать быстрее, а объем того, что он забирает из текста не уменьшается, т.е. остается таким же. Хорошим результатом мы считаем ситуацию, когда студент не только читать стал быстрее, но и из текста научился выделять гораздо больше мыслей, а также удерживать их в памяти. Да, это довольно сложно, и в этом смысле миф уже не миф: если тренировать только скорость чтения, то эффективность снизится.

Что делаем мы?

…На старте курса все студенты проходят простой тест на эффективность чтения: 6 минут, 5 текстов и вопросы к содержанию. Тексты, кстати, не сложные — нет ни слова про теорию струн или математическое моделирование, чаще всего это отрывки из научно-популярной литературы, либо тексты из учебников. Примерный объем каждого текста — полторы тысячи знаков. Суммарно на стартовом и финишном тестированиях используется одно и тоже количество знаков, т.е. тексты абсолютно релевантные (мы монеткой определяем какой тест когда давать). Задача теста простая: за 6 минут человек должен прочитать как можно больше текстов и ответить на вопросы. Следовательно, есть бланк ответов, который тоже нужно прочитать, но сначала запомнить какие-то мысли из текста, его содержание. Затем нужно отложить текст, взять бланк ответа, найти в нем максимально быстро те вопросы, которые рассматривались в тексте, дать ответы, взять следующий отрывок и т.д. И для нас важна здесь, во-первых, скорость, т.е. сколько текстов человек прочитал, а во-вторых, на сколько вопросов он смог ответить. Если человек прочел все 5 текстов, но не ответил ни на один вопрос, то трудно назвать такое чтение эффективным. Ведь мы делаем вопросы исключительно к содержанию, а не к мелочам, которые можно упустить. Ситуация, при которой человек игнорирует вопросы, говорит о том, что он пытается читать с той скоростью, при которой мозг не поспевает за содержанием текста. И в этом нет ценности, потому что придется читать этот текст повторно, если он действительно нужен.

 

Курс «Эффективное чтение»

В рамках курса «Эффективное чтение» мы стараемся делать две вещи: работать на скорость, (т.е.  тренировать внимание + давать методики, которые ускоряют чтение) и работать на содержательную часть. Для достижения эффекта мы используем несколько типов упражнений. Если вы читали другие статьи или знакомы с нашими продуктами, то знаете о нашей любви к паттернам (формат заданий, где однотипные задания примерно одинаковой сложности встречаются в большом количестве и выполняются на скорость). Так вот, мы придумали большое количество паттернов на выделение главного и активно тренировались как с детьми, так и со взрослыми.

 

Кроме паттернов мы используем большое количество «каруселей» — маленьких текстов на карточках. На старте курса мы работаем в режиме, когда времени на эту карточку очень мало дается, т.е. человек должен не только прочесть текст, но и очень быстро выхватить главное из содержания, запомнить его и ответить на вопросы.  Затем текстов становится несколько, поэтому приходится удерживать уже несколько мыслей, а это уже очень ценный навык, который к сожалению, тоже у многих людей теряется. Карусели дают возможность удерживать сначала одну мысль до того момента, пока не дали бланк ответов, потом две и так далее. Причем карусель, как и многие тренировочные упражнения сложнее, чем реальность. Когда вы читаете книгу (например, тот же самый учебник или научно-популярную литературу), то удерживать два факта в голове проще, потому что они связаны друг с другом. В карусели тексты разные: например, первый будет про поведение бегемотов, а второй про движение электрона. Такие акты будет сложнее удержать в голове просто потому, что они не связаны друг с другом. Со временем «каруселек» становится три, четыре, пять и т.д. И тогда это уже тренировка не только на быстрое выделение сути, но и на то, удержании главного, структуризации фактов. Ведь необходимо не просто прочесть, но и ответить на вопросы, причем ответить тоже довольно быстро.  И это чрезвычайно полезный навык. С моей точки зрения, в какой-то степени он даже ценнее, чем просто повышение скорости чтения. И пусть это не лучший текст с точки зрения рекламы курсов скорочтения, но если в результате наших упражнений человек научится не читать повторно то, что уже прочел, то это его ускорит. К тому же, уже не придется читать параграф дважды. А если человек при этом еще и научится читать быстрее обычного, то существенно облегчит себе жизнь.

На этом серия познавательных материалов не заканчивается. В следующих статьях мы продолжим развенчивать мифы о скорочтении, а также расскажем о других авторских методиках и приемах, с помощью которых вы научитесь читать быстрее.

читаем увлеченноСокровища библиотек. Осваиваем всю мудрость человечества с помощью книг