Мотивация детей. Дети и деньги

...из записи вебинара о мотивации...

Мое отношение к деньгам следующее - с одной стороны, есть плюсы, есть минусы. Плюс следующий - ребенок должен понимать, что все  измеримо, и так или иначе ребенок выйдет в жизнь, в которой все измеряется деньгами и измеримыми показателями. Если он этого не понимает, то, собственно, как бы мы его сначала кормили «кисельными берегами» и «радужными феями», а потом он вышел в обычную жизнь, которая все за деньги и вот он становится такой бабушкой ворчливой: «Все за деньги, все за деньги». Это первое.

С другой стороны, минус, если ребенку действительно все делать за деньги, то есть такое, я этого не видел, поскольку у меня своих детей нет, и когда через мотивацию… Это часть мотивации, то есть, это не основная должна быть, но какая-то привязка к деньгам. Есть минусы какие: во-первых, ребенок может оборзеть. Один из разговоров, я с ребенком разговариваю, говорю: «Вот ты экстерном закончишь школу, тебе родители может что-то подарят». Он говорит: «Ну, у меня уже за прошлый класс вертолет с водителем, я не знаю, что дальше просить». Понятно? Ну тут, как бы и уровень родителей другой, с одной стороны, и ребенка. А что ему кроме вертолета уже надо? Ну, был вертолет, вот есть теперь вертолет, год назад ему купили с водителем, он может летать. Полетал, полетал 2 недели, теперь этот вертолет стоит, собственно, у них общий на семью, в неудобном месте, в общем не используется. Тут да, это минус.

Что еще может быть, давайте подумаем? Что ребенок станет таким алчным раньше времени? Все будет за деньги? Ну, тут есть и плюсы, и минусы. Тут надо аккуратненько: не все за деньги, - раз; не за большие деньги, - два; и чтобы он понимал. В идеале видел несколько раз такие примеры, это вообще супер. Там ребенок, поскольку он все себе уже купил, ну, у него нет таких прямо амбиций, он помогает маме. Это вообще прикольно, он с ней идет в магазин, у него такие глаза после этого, когда он оплачивает корзину. Мама там покупает буквально много тяжелого, но дешевого, то есть, условно говоря, рублей на 400. Но она покупает так, чтобы у ребенка глаза выпучены были, когда он несет обратно и она несет обратно, то есть хлеб, крупа, такое тяжелое, но не дорогое, то есть, не красную икру. И ребенок, когда оплачивает такие сумки, несет домой и они потом это едят, ребенок чувствует себя прямо как кормилец семьи. То есть, тоже неплохой вариант.

Какие еще могут быть плюсы и минусы, товарищи гости? Есть что дополнить? Деньги инструмент, но не мотивация. По поводу того, что деньги не являются мотивацией даже для взрослых, - да. Потому что не деньги являются мотивацией, а то что на них можно купить. Кстати говоря, к вопросу денег, если вы замените шоколадками или конфетами, ничего не изменится, только вы, как бы, завуалировали вопрос. Поэтому мотивация материальными благами хороша или плоха?

Могу сказать интересный опыт. Юрист нашей компании, собственно он сам директор крупной юридической компании, мой хороший друг. Его брат, ему сейчас 14 лет - он является чемпионом России по Тхэквондо, по-моему второе место в мире по программированию, учится на втором курсе архитектурного университета, у него много чего интересного есть - это 14 лет парню. Система мотивации в их семье выстроена таким образом: у них 6 детей, этот последний, на нем лучше всего отработано. Очень классно, прямо вот говорю один в один: «Ты проходишь соло на клавиатуре на русском языке, показываешь нам на финальном экзамене не больше 10 ошибок при скорости 220 знаков в минуту, мы покупаем тебе к компьютеру такую-то игру, ты можешь в нее играть. Тот, кто лучше закончит четверть и т.д. может играть в компьютер 8 часов» (у них 6 детей, напоминаю). Ну, это было когда он (юрист, который рассказывал) еще был маленький, это был конец 90-х, 8 часов играть было круто, и поэтому они реально за это соревновались. То есть, соревновательная хорошая система. Спорт, ну, не убивает прямо настолько коротко мотивацию. Там наоборот, все построено на этой мотивации, потому что там другой мотивации нет. То есть, есть свои плюсы и минусы. Главное её делать грамотно.

Вообще, на мой взгляд, эта штука, как и ЕГЭ, хорошо сделанная, она будет полезна, то есть, там есть свои плюсы. Надо просто видеть эти плюсы, видеть минусы и посмотреть, как можно минусы эти убрать.

Опять же основной минус, который я вижу, чтобы у нас не было большой инфляции. В том плане, что для поддержания именно через эту мотивацию, когда она спадает, увеличивать объем - это неправильно. Если она не работает, просто переходите на другую. Не сбивайте цены, потому что когда ребенок почувствует, он начнет сбивать цены. Скажет: «Ну, за полтинник я уже не готов делать домашку». А вы говорите: «Не готов и не готов». Все четко, то есть, нет никакой такой инфляции. Мы не будет допечатывать деньги, ради того, чтобы поднимать.

Иначе, что получается, ожидание - результат, ожидание - результат, и если вы будете постоянно поднимать его ожидания, позволять ему подниматься, то потом ребенок уже ни за что не будет работать. То есть, не допускать инфляции, - раз, то есть, резкого повышения цен на продукцию того же качества, - это раз. Какое-то повышение разумеется будет. Он должен понимать, что если он закончил какой-то большой проект, класс экстерном, до декабря с какими-то характеристиками, то ему условно коэффициент 2 пересчитывается, как высшая категория. Я вот так думаю.

Но нельзя выбирать один способ. Я вам в самом начале говорил, что есть шкалы плюс и минус, нельзя выбирать один способ, даже если есть противоположные способы, то есть, мы либо зубрим, либо думаем. Нельзя выбирать либо думаем, либо зубрим, и то, и другое, является ошибкой, нужно соединять. Разные инструменты нужны для разного.

Есть технологии запоминания, которые мы будем с вами отрабатывать и ребенок, в принципе, может досконально запоминать текст, и вообще не врубаться. Можно сделать все на понимании, но без запоминания ничего оставаться не будет. То есть, нужно соединять эти инструменты. Что лучше, мороженное или рыба? Мороженная рыба?... Нет, это разное. Если Вас питать только рыбой или только мороженным, ну, рыбой, конечно, лучше, но надо совмещать.

А для того, чтобы понимать, что мотивирует вашего ребенка, вы делаете, то, что мы делали вначале - правильная постановка цели. Вы говорите, что тебе интересно и смотрите, как его интересы можно, это же как с сотрудниками - они приходят, у них есть определенный потенциал, что им интересно и т.д. Ты с ними беседуешь, смотришь где его потенциал, его интерес может быть позитивно реализован в твоей бизнес-модели. С ребенком тоже самое, вы смотрите где его интерес может быть позитивно реализован с учетом ваших целей, чтобы он, например, стал ответственным и т.д. Например, хочет власти - дайте ему власть с ответственностью - ты отвечаешь за помойку посуды, но только чтобы это было ему посильно. Потому что, если сейчас он обломается, то он себе закроет все, и на ответственности, и на активности крестики поставит.

То есть, надо давать какие-то задания. И с другой стороны он не будет оборзевать в этом, потому что это не халявное финансирование. То есть, если он это сделал, он реально выдохнул и подумал: «Да, нормально, я получил достаточно за свои труды. Это не слишком много, чтобы мне еще всю ночь пытаться что-то делать, но с другой стороны и не так мало, чтобы этого не делать». Все должно быть в меру.

А заработанные деньги он должен тратить так, как хочет. Если у него нормальное воспитание, то наркотики и т.д. мы тут не рассматриваем вариант. У меня знакомые, как раз, рассматривают так, чтобы у ребенка не набралось за один месяц на одну дозу. Я говорю: «А он у вас употребляет наркотики?». Они говорят: «Нет, но мы боимся, что ему может кто-то предложить, узнав, что у него много денег. А он может купить». Я думаю, это насколько надо быть со своим ребенком в контакте, чтобы переживать, что его найдут наркодилеры. Тем более, что я их огорчил, что первая доза всегда бесплатная. Так везде, даже у нас семинары тоже, первая доза бесплатная. Вот они теперь ходят и думают что делать. Вы не ту задачу, смысл этого примера, вы не ту задачу не тем методом пытаетесь решать. То есть, решение любой задачи лежит за пределами этой задачи. Кто сказал? Эйнштейн.

Карманные деньги для детей - плюсы или минусыНужно ли мотивировать детей при помощи денег? Мотивация детейДеньги как метод мотивации детей