Быстрочтение и артикуляция. Взвешиваем все «за» и «против»

Несмотря на возрастающую актуальность и популярность скорочтения – это всё еще довольно мифологизированная отрасль. Некоторые мифы имеют под собой имеют реальные обоснования, другие нет. Так или иначе все предубеждения возникли из-за сложностей, с которыми сталкиваются люди, когда начинают заниматься скорочтением.  Большинству просто-напросто может не подходить выбранная техника быстрого чтения. Мы хотим, чтобы вы перестали относиться к этой отрасли с недоверием, поэтому решили написать серию статей про эффективные методы и приемы обучения чтению.  Тема сегодняшней статьи: ошибочность утверждения, что скорочтение — это избавление от проговаривания текста.

Школа быстрого чтения и артикуляция

Дело в том, что проговаривание и артикуляция в целом — главный камень преткновения для всех, кто интересуется скорочтением. Как и в случае кланами (есть коллекционеры методик и есть практики), миф об артикуляции поделил всех на 2 лагеря. Одни говорят, что скорочтение — это избавление от проговаривания текста. Вторые убеждены, что можно обойтись и без этого.

Так какова природа данного мифа? Всего-навсего одна методика, пришедшая в Россию в начале 80-х годов. Как мы помним, нас изначально учили читать вслух, и мы научились делать это довольно прилично. Чуть позже, в начальных классах, мы читали вслух на время и были вынуждены укладываться в нормативы. Затем нам понадобилось научиться читать про себя. Как это делать большинству из нас в школе не объяснили, поэтому мы читали про себя так же, как и вслух, т.е. проговаривая слова. Дальше — больше. Есть преподаватели, которые предлагают в качестве промежуточного перехода проговаривать тексты шёпотом, а потом и вовсе не проговаривать, не издавать звуков. Очевидно, что при такой методике навык артикуляции остается.

Значит, если убрать артикуляцию, мы сможем читать гораздо быстрее? - спросите вы. Но увы, это так не работает. И причина очень простая. Во-первых, если вы специально не учились не проговаривать слова, то даже если вы не делаете заметных движений нижней челюстью и не издаёте звуков читая книгу, микроартикуляция все равно присутствует. И она нас тормозит. Главная загвоздка в том, что чтобы научиться подавлять артикуляцию, надо обладать очень высоким уровнем самоконтроля (чтобы заметить, что вы вообще-то проговариваете слова). Следовательно, увеличение скорости чтения посредством избавления от артикуляции требует очень хорошо поставленного внимания. Иными словами, вам придется всё время удерживать фокус не только на том, что вы сейчас читаете, но и на том, проговариваете ли вы слова или нет. Безусловно, есть упражнения, которые помогают это делать, но сами по себе они не решают проблему как таковую.

Согласно исследованиям, примерно 25% людей не смогут воспользоваться этой методикой, поскольку им трудно удерживать внимание. И когда люди читают художественную литературу, то увлекаются текстом и им не удается удержать фокус на проговаривании. А когда, например, человек читает технический текст, то без подготовки ему будет сложно удерживать внимание и на понимании терминов, и на отсутствии или наличии артикуляции. Более того, примерно 50% людей, которые все же осваивают данную методику, не получают желаемого результата из-за ограниченного количества мотивации. Люди бросают этот способ скорочтения, поскольку он требует длительной работы. Ведь если мы с детства читали с проговариванием, понадобится много времени и усилий на то, чтобы искоренить этот навык. Да, от 20% до 40% людей всё же получают заметный эффект от данной методики. Тем не менее, не очень понятно отчего так вышло: от того, что они столько времени тренировали своё внимание или от того, что методика действительно сработала? Скорее всего, ощутимый результат обусловлен долгими тренировками внимания и самоконтроля.

Эффективные методы обучения чтению

Опираясь на различные авторские парадигмы скорочтения мы сформировали критерий цены и ценности, позволяющий выделить самые работающие методики. Так вот, у описанной методики высокая цена и низкая ценность, она эффективна далеко не для всех.  Так что мы говорим ей «да» для работы в индивидуальном порядке, и говорим этой методике «нет» для работы в группе. Мы бы хотели, чтобы у всех людей, которые занимаются в нашем Центре был ощутимый прогресс, поэтому в курс «Эффективное чтение» входят только те методики, которые работают на всех и легки в усвоении.

Что касается проговаривания, то после ряда исследований и изрядного количества споров, мы включили в программу курса чтение вслух на скорость. И даже решили отслеживать этот показатель по двум причинам. Во-первых, данный навык ускоряет проговаривание, а значит, ускоряет чтение про себя. Во-вторых, согласно исследованиям нейробиолога Рюта Кавашима, наш мозг максимально включается при чтении вслух на время и при устном счете на время, поэтому мы используем эти 2 упражнения в качестве разминки.  

В следующих статьях по этой теме мы расскажем, чем еще курс «Эффективное чтение» отличается от скорочтения и какие упражнения и технологии позволят вам не только читать быстрее, но и развивать память.

Быстрочтение и артикуляция. Взвешиваем все «за» и «против»Школа быстрого чтения и артикуляция